Письмо ГНАУ от 9 июня 2006 г. №6408/6/16-1515-26 О НАЛОГОВОМ КРЕДИТЕ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письма о применении норм пп. 7.4.2 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в части формирования налогового кредита при предоставлении туристических услуг и сообщает. Изменения к порядку налогообложения туристических услуг были внесены в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» Законом Украины от 25.03.2005 г. Na 25O5-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины». Согласно указанным изменениям формирование налогового кредита осуществлялось туристическими операторами с учетом требований п. 4.11 ст. 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Законом Украины от 03.06.2005 г. №2642-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины» п. 4.11 из ст. 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» был исключен. Однако законодатель не внес изменения в пп. 7.4.2 ст. 7 Закона в части ссылки на п. 4.11 ст. 4 Закона, а потому указанная норма продолжала действовать. Законом Украины от 07.07.2005 г. №2771-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законы Украины» внесены изменения в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» и из пп. 7.4.2 ст. 7 Закона часть, касавшаяся формирования налогового кредита с учетом норм п. 4.11 ст. 4 Закона, была исключена. Учитывая изложенное, в период с 30 июня по 27 июля 2005 года норма абзаца третьего пп. 7.4.2 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», согласно которой сумма налога, начисленная (уплаченная) туристическим оператором в связи с приобретением (созданием) туристического продукта, не подлежала включению в состав его валовых расходов, распространялась на всех туристических операторов без исключения. Директор Департамента налога на добавленную стоимость Ю.ЛАПШИН КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА «НОВОСТИ ТУРБИЗНЕСА» (№ 16, АВГУСТ 2006 Г.) Это письмо заставляет нас вернуться в 2005 год с его 4 различными этапами налогообложения для туристических предприятий. Законом Украины от 25.03.2005 г. Na 25O5-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» в Закон об НДС был введен 4.11, который гласил, что «Базой налогообложения при поставке туристического продукта туристическим оператором в пользу физических лиц, которые непосредственно потребляют этот продукт, является вознаграждение такого туристического оператора, а именно разность между стоимостью поставленного ним туристического продукта (без учета этого налога) и стоимостью затрат, понесенных таким туристическим оператором вследствие приобретения (создания) такого туристического продукта (без учета этого налога). При поставке туристического продукта туристическим оператором в пользу лиц, других, чем определенные в абзаце первом, базой налогообложения является вся стоимость таких туристических услуг (без учета этого налога)…» Этот пункт начал действовать с 31 марта 2005 года и просуществовал до принятия новой редакции Закона о Госбюджете, т.е. до 30 июня 2005 года,- момента, когда Законом Украины от 03.06.2005 г. №2642-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины» п. 4.11 из ст. 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» был исключен. Вместе с появлением пункта 4.11 в Законе об НДС с 31 марта 2005 года появился еще один «туристический» пункт, пункт 7.4.2, абзац третий которого который предусматривал, что «сумма налога, начисленная (уплаченная) туристическим оператором в связи с приобретением (созданием) туристического продукта, не подлежит включению в состав его налогового кредита и включается в состав его валовых расходов, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 4.11 статьи 4 настоящего Закона». Одновременное существование этих пунктов было логично и оправдано, поскольку пункт 4.11 включал в базу налогообложения туроператора только его вознаграждение, при этом пункт 7.4.2 исключал из налогового кредита «входной» НДС по этим же поставкам. Когда в новой редакции Закона о Госбюджете-2005, действующей с 30 июня 2005 года пункт 4.11 был исключен, а пункт 7.4.2-нет, многие специалисты восприняли это как досадный просчет законодателей, просчет, который был откорректирован следующей редакцией Закона о Госбюджете, вступившей в действие с 28 июля 2005 года. Таким образом, в период с с 30 июня 2005 года по 27 июля 2005 года абзац третий пп. 7.4.2 остался без увязки с исключенным к тому времени пунктом 4.11 в следующей редакции: «сумма налога, начисленная (уплаченная) туристическим оператором в связи с приобретением (созданием) туристического продукта, не подлежит включению в состав его налогового кредита и включается в состав его валовых расходов, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 4.11 статьи 4 настоящего Закона». Возвращаясь к комментируемому письму, хочется отметить, что оно оставляет двойственное впечатление. С одной стороны - как совершенно справедливо отмечено специалистами ГНАУ, сумма НДС, начисленная (уплаченная) туроператором в связи с созданием турпродукта, в период с 30 июня по 27 июля 2005 года не подлежала включению в состав валовых расходов. С другой стороны, в письме не была озвучена возможность - и необходимость! - включения такого НДС в этот период в состав налогового кредита. Настораживает и следующая формулировка комментируемого письма: «Однако законодатель не внес изменения в пп. 7.4.2 ст. 7 Закона в части ссылки на п. 4.11 ст. 4 Закона, а потому указанная норма продолжала действовать.» О какой норме идет речь? Норма пункта 7.4.2 или 4.11, на который содержится ссылка? По нашему мнению, третий абзац пункта 7.4.2 не имеет права на существование в полном объеме с момента упразднения пункта 4.11, а не только в части какой бы то ни было ссылки. Иначе, при буквальном прочтении, может получиться, что все туроператоры в периоде с 30 июня по 27 июля 2005 года полностью теряют право на какой бы то ни было налоговый кредит по созданному туристическому продукту, при том что налоговое обязательство у них формируется в этот период в полном объеме реализации турпродукта, что полностью противоречит основополагающим нормам Закона об НДС.